Рейтинг@Mail.ru
click fraud detection

Романсы микрофинансов

14.07.2014

В Москве 9 июля 2014 года прошла совместная пресс-конференция, где были представлены результаты исследования портрета заемщика микрофинансовой организации (МФО) в России. Большая аналитическая работа была проведена компанией «Домашние деньги», а также бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс». Как следует из официальных материалов, исследование учитывало поведенческие, территориальные, сезонные, возрастные и гендерные характеристики. Основой для официального доклада стал анализ клиентской базы компании «Домашние деньги», насчитывающей порядка 250 тыс. клиентов по всей России. Потребителями микрофинансовых услуг этой организации являются жители 52 регионов, 6 федеральных округов, 418 городов и 2630 населенных пунктов. Полученные выводы сравнивались с уже имеющимися наблюдениями аналитиков БКИ «Эквифакс».


Молодые, перспективные, несемейные


В ходе мероприятия главный исполнительный директор «Домашние деньги» Андрей Бахвалов отметил, что для его кредитной организации наиболее перспективными в плане развития МФО остаются города с населением менее 50 тыс. жителей. По данным эксперта, в таких населенных пунктах банковские продукты представлены плохо, чаще всего одним-единственным отделением Сбербанка. В поселках и небольших городах проживает множество людей с достаточным ежемесячным доходом, средним и высшим образованием. Таким образом, можно смело говорить о том, что рынок микрофинансовых организаций дает доступ к финансовым продуктам широким слоям населения, которые до этого в силу различных причин, в том числе и территориальной удаленности, воспользоваться ими не имели возможности. Сам по себе рынок микрокредитования обладает достаточным потенциалом к росту в России, несмотря на отмечаемые аналитиками признаки экономического замедления в стране. Это самое основное его отличие от рынка банковского кредитования.


Переходя к описанию портрета заемщика МФО, Андрей Бахвалов отметил, что «среднестатистический потребитель услуг» микрокредитования сильно помолодел за последние 3 года. Если ранее чаще всего деньги взаймы в таких организациях брали люди в возрасте от 35 до 55 лет, то сегодня это потребители от 28 до 33 лет. При этом средний возраст все равно остался на уровне 38 лет. Мужчины-заемщики МФО в среднем моложе женщин.


Самыми частыми клиентами «Домашних денег» являются сегодня люди в возрасте от 26 лет до 31 года. На эту группу приходится почти 25% всех займов. Во всех федеральных округах среди заемщиков преобладают женщины. Причем в среднем они старше мужчин на 3–4 года. Средний возраст женщин за рассматриваемый период немного вырос с 39,3 месяцев в 2012 году до 39,8 месяцев в 2013 году. У мужчин средний возраст также немного изменился, правда, наоборот, уменьшился с 36,6 года в 2012 году до 36 лет в 2013 году.


Наибольшее число займов приходится на 4-й квартал года, когда люди традиционно готовятся к зимним праздникам. А наименьшее число займов из года в год отмечается во 2-м квартале. Здесь можно провести параллели с поведением банковских клиентов, где наблюдаются аналогичные всплески и затихания кредитной активности.


В основном услугами МФО пользуются люди, не обремененные семейными обязанностями. Однако в Южном федеральном округе, на Урале, Кавказе и в Приволжском федеральном округе доля имеющих семью людей составляет до 40% от общего числа заемщиков. А в Московском региональном центре и Северо-западном федеральном округе доля семейных людей составляет лишь 15–20% от общего числа клиентов. Возможно, это связанно с большим числом крупных городов в этих регионах, в которых люди позже заводят семьи и в целом реже связывают себя какими-либо узами. Интересным оказался тот факт, что доля «семейных» мужчин среди заемщиков МФО в среднем выше, чем доля «семейных» женщин.


Соответственно, из упомянутых данных ясно, что большинство заемщиков не имеют детей. По количеству заемщиков с одним ребенком лидирует Сибирский федеральный округ. По количеству заемщиков с двумя и более детьми лидирует Южный федеральный округ и Северный Кавказ. Это можно объяснить социокультурными особенностями данного региона.


Доля клиентов с высшим образованием достигает на сегодня 20–25% по разным федеральным округам. Если же посмотреть динамику, то очевидно, что доля людей с высшим образованием год от года растет. Так, в 2012 году таких было всего 21%, а в начале 2014 года их стало уже порядка 25% от общего числа клиентов и продолжает увеличиваться. Эксперт подчеркнул, что данный показатель лучше всего доказывает, что клиентами МФО в России являются не представители каких-либо маргинальных групп, как это иногда представляют себе некоторые кабинетные аналитики, а обычные граждане, которые в силу каких-либо причин не имеют доступа к другим финансовым услугам или институтам.


По данным исследования, чаще всего заемщики МФО в России работают в розничной торговле (20%) и в сфере услуг (20%). Кроме того, в сфере торговли в целом, куда входят занятые как в розничной, так и оптовой торговле люди, работают 32% от общего числа клиентов компании «Домашние деньги». Второй по величине группой являются работники бюджетной сферы (17%), третьей – специалисты, занятые в области производства (16%). Наибольший доход имеют клиенты, проживающие в Московском регионе и в Северо-Западном федеральном округе. Самый низкий заработок отмечен у клиентов МФО в Центральном и Приволжском федеральных округах. Средняя сумма займа варьируется от 45 недель в Сибирском федеральном округе до 48 недель в столичном регионе. За последние 3 года средний доход заемщика МФО значительно вырос с 23 тыс. рублей в 2012 году до 31 тыс. рублей в начале 2014 года. Средняя сумма займа в целом сильно не изменилась и на данный момент составляет 25 тыс. рублей. Важным здесь является то, что средняя сумма займа меньше, чем средний доход, таким образом, можно говорить о возможности клиентов выплачивать кредит в течение 45–48 недель без ущерба для качества жизни. Самой популярной целью займа в последние годы стали «неотложные нужды»: объем заявок с такой позицией вырос с 10% в 2012 году до 55% к настоящему моменту. «Ремонт» как цель микрозайма по-прежнему является важным стимулом для получения заемных средств в компании «Домашние деньги», но занимает почетное второе место.


Клиент по гороскопу


Число повторных клиентов за последние несколько лет увеличилось с 20% в 2012 году до 32% к началу 2014 года, что говорит о доверии к микрофинансовой организации со стороны потребителей. Андрей Бахвалов рассказал, что уже есть клиенты, которые получили займы в компании по 10 раз в течение всего периода работы «Домашних денег» на отечественном рынке, и даже зафиксирован случай, когда один и тот же гражданин получил заемные средства и выплатил кредит 11 раз. Больше всего повторных займов берут в столичном регионе и в Центральном федеральном округе.


Аналитики агентства «Домашние деньги» в целях повеселить собравшихся на пресс-конференции журналистов даже рассказали о том, что они просмотрели всех заемщиков компании по знакам зодиака. Как выяснилось, больше всего займов в компании берут «Раки», а меньше всего – «Скорпионы». При этом самыми благонадежными заемщиками являются «Козероги»: на их долю приходится меньше всего займов с просрочкой. А вот неплательщиками чаще всего становятся «Близнецы» и «Раки».


Согласующиеся цифры


В целом, если подводить итоги и рисовать «среднестатистического заемщика», то это будет женщина со среднеспециальным образованием и ниже в возрасте от 26 до 34 лет, не состоящая в браке и не имеющая детей. Она работает в розничной торговле или сфере услуг и получает порядка 31 тыс. рублей в месяц. Ей требуется 25 тыс. рублей на неотложные нужды.


В целом данные согласуются с аналогичными исследованиями портретов заемщиков в Центральной, Восточной и Западной Европе. Там также 55% клиентов МФО – это женщины. При этом 45% потребителей услуг микрокредитования имеют среднее образование и 84% находятся в возрасте от 24 до 54 лет. Ежемесячный доход у клиентов МФО ниже среднего по Европе. Однако ключевым отличием европейских клиентов от россиян – потребителей услуг микрофинансовых организаций является то, что 47% из них безработные, получающие пособие и берущие заемные средства в расчете вернуть их ежемесячными платежами из этого источника доходов.


Бюро кредитных историй «Эквифакс» также проанализировало заемщиков микрофинансовых организаций: в настоящее время более 600 МФО сотрудничают с этим БКИ. По данным аналитиков, портрет заемщика МФО очень близок к портрету заемщика банка по POS-продуктам. Там срок кредита составляет от 10 до 14 месяцев, сумма кредита колеблется в пределах от 15 до 46 тыс. рублей. Чаще всего POS-кредиты оформляют женщины (60%). Возраст потребителей этого вида кредитных продуктов находится в пределах от 31 года до 40 лет. Средняя сумма выдаваемого МФО кредита, таким образом, примерно равна средней сумме POS-кредита, но при этом в 2 раза меньше, чем средний выдаваемый лимит по кредитной карте.


Генеральный директор бюро кредитных историй «Эквифакс» Олег Лагуткин в своем выступлении констатировал, что большинство показателей в исследовании его компании с той или иной степенью совпадают с данными аналитиков «Домашних денег». Эксперт отметил такую тенденцию, как падение средней суммы кредита. Однако он связал это с изменениями на самом рынке МФО: все больше таких организаций налаживают сотрудничество с БКИ и начинают передавать данные. В результате цифры усредняются, и поэтому отчасти средняя сумма выданного МФО кредита становится меньше. Эксперт также рассказал, что просрочка по первому платежу, что частично является следствием мошеннических действий со стороны клиентов, в МФО составляется порядка 8–9%, в то время как у банков такой показатель находится на уровне 2–2,5%.

Вернуться на страницу новостей...

357022
Клиентов всего
667
Заявок сегодня
27515369000
Всего выдали руб.

ADELA FINANCIAL RETAIL GROUP L.T.D.

Создание сайта — Articul Media

Опубликование информации эмитента производится по адресу в сети Интернет http://disclosure.1prime.ru/portal/default.aspx?emId=7714699186

* В случае предоставления Клиенту займа «Стандартный» на 26 недель (с правом пролонгации) если Клиент не внес в срок последний (корректирующий) указанный в графике платеж или внес платеж в сумме меньшей чем необходимо по графику, срок действия договора займа считается продленным по инициативе Клиента на срок 26 недель.

Предоставление Займов Кредитором осуществляется в пределах сумм и сроков, предусмотренных Договором займа и согласованных Заемщиком, Кредитор предоставляет микрозаймы в размере от 5 000 до 50 000 рублей на срок от 4 до 52 недель: по Займу «Стандартный» от 15 000 до 25 000 рублей*, на срок 25 недель; по Займу «Стандартный» от 25 000 до 40 000 рублей*, на срок 52 недели; по Займу «Стандартный» 10 000 рублей, на срок 25 недель; по Займу «Клуб» от 20 000 до 25 000* рублей, на срок 25 недель; по Займу «Клуб» от 25 000 до 50 000* рублей, на срок 52 недели, по Займу «Старт» 5 000 рублей, на срок 4 недели. * Сумма Займа - кратна 1000 (Одной тысяче) рублей. Проценты за пользование Займом начисляются на непросроченный остаток суммы Займа со дня, следующего за днем получения Займа, и по дату полного возврата Займа включительно. Начисление процентов на просроченную задолженность по Основному долгу производится в соответствии с п. 2.5. Общих Условий предоставления займов. Процентные ставки, применяемые для расчета еженедельного платежа за пользование Займом, в зависимости от вида Займа и срока погашения, составляют: Заем «Стандартный» 25 (Двадцать пять) недель - 250 процентов годовых; Заем «Стандартный» 52 (пятьдесят две) недели - 188 процентов годовых; Заем «Клуб» 25 (Двадцать пять) недель - 220 процентов годовых; Заем «Клуб» 52 (пятьдесят две) недели - 180 процентов годовых; Заем «Старт» - 795 процентов годовых. При расчете процентов за пользование займом количество дней в году принимается равным фактическому количеству календарных дней: 365 или 366 соответственно.

 

Пример расчета займа: 20000 рублей на 25 недель, при еженедельном платеже=1390 рублей, общая сумма выплаты по займу составит 34750 рублей.

Требуемая сумма
10000 25000 40000
рублей

Срок займа
25 38.5 52
Примерно месяцев
недели

1 199руб. Еженедельный платёж:
Вы уже брали у нас займ?
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Моб. телефон:
E-mail:(необязательное поле)